Украина, гудбай!

С момента обретения Украиной независимости в 1991 году ее покинули более 6 миллионов жителей. Приводя эту цифру, режиссер и продюсер Володимир Тихий заметил, что это минимальная оценка, имеющая хождение в официальной прессе, а в реальности масштабы исхода украинцев из своей страны гораздо больше и могут оцениваться в 8-9 миллионов человек. Этому драматическому процессу посвящен цикл из двух десятков игровых короткометражных фильмов под общим названием «Украина, гудбай!», – сообщает www.SlavicVoice.org со ссылкой на Голос Америки.

Тихий выступает главным продюсером и одним из режиссеров нового цикла, который его авторы планируют закончить осенью этого года. Несколько фильмов цикла впервые демонстрируются в США. В Нью-Йорке их увидели зрители Третьего Украинского кинофестиваля, проходившего с 3 по 6 мая в Нижнем Ист-Сайде на двух площадках – в Anthology Film Archives и Украинском музее.

Володимир Тихий родился в 1970 году в Червонограде Львовской области. В 1997 году закончил Киевский университет театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого по специальности «кинорежиссер». Начинал с короткометражных лент, поставил телевизионные игровые фильмы «Пуговица» и «Таинственный остров».

С Володимиром Тихим, приехавшим на Украинский кинофестиваль в Нью-Йорк, побеседовал корреспондент «Голоса Америки» Олег Сулькин:

– Что стало для вас отправной точкой? С чего начали работу над проектом?

– Вместе с группой режиссеров из Киева и Одессы мы сделали года три назад совершенно независимый, практически без бюджета, альманах, посвященный теме социально-культурного инфантилизма. Назывался он несколько вызывающе «М.даки. Арабески» и получил призы на разных фестивалях. Для артхаусного проекта прокат по Украине был вполне удачным. И тогда я стал понимать, что гигантское число людей пребывают в состоянии внутренней эмиграции, не считая себя жителями этой страны. А за внутренней следует и физическая, реальная эмиграция. Тот проект был игриво-ироническим, новый мы делаем с полной серьезностью.

– Почему существует расхождение между официальными и неофициальными цифрами эмиграции?

– В официальные 6 миллионов не включают так называемую трудовую эмиграцию. То есть всех тех мужчин и женщин, которые отправляются за границу на временную работу. В Россию, в Италию, Испанию, Португалию, другие европейские страны, меньше в Америку. Власти Украины закрывают на это глаза, они эти данные не афишируют. Их, похоже, вообще не интересуют эти 2-3 миллиона «невидимых» избирателей, которые могли бы существенно повлиять на расклад голосов на выборах.

– Чем преимущественно занимаются украинцы, уезжающие работать за границу?

– Примерно тем же, чем приезжающие в эти же страны турки и арабы. В основном, строительные работы, не требующие высокой квалификации. Женщины становятся сиделками, уборщицами, посудомойками. То есть они занимают рабочие места, непривлекательные для жителей этих стран.

[ad]

– Почему люди уезжают? Какова их главная мотивация?

– Главная – абсолютная деморализация общества. У людей нет объединяющей цели, к которой они могли бы стремиться. Каждый заботится только о пропитании, о том, как бы ему и его семье выжить. Перманентное отсутствие работы, невозможность трудоустройства по месту жительства толкает людей к мыслям об эмиграции.

– Насколько важно отношение людей к политике, государству, его лидерам?

– За двадцать лет на Украине выявились наиболее политически активные представители общества. Это коммерсанты, которых раньше, в советское время, называли спекулянтами, и бандиты. Не удивительно, что именно их мы видим в нынешних властных структурах.

Обычные люди только сейчас начинают задумываться о способах гражданской самоорганизации, о том, какими мощными рычагами эти формы общественной жизни могут стать. Но для большого числа людей вполне удобна сложившаяся за десятилетия система чиновничьего, бюрократического, коррупционного произвола. Они вполне комфортно себя в ней чувствуют и ничего не хотят менять.

– Как бы вы назвали эту систему? Капитализмом с украинской спецификой?

– Украинское общество – продукт постколониальной, посттоталитарной системы. Демократией в западном понимании его назвать нельзя. Законы не соблюдаются, поскольку параллельно существует некий социальный договор. Конституционный, юридический фасад служат декорацией, а обществом фактически управляют неформальные отношения.

– Подумывают об эмиграции примерно половина молодежи Украины в возрасте 18-29 лет. В чем причина?

[ad]

– Тут надо сделать поправку. Подумывают, размышляют – не означает готовность к реальным действиям. Очень многие хотели бы уехать на Запад и ничего не делать. Они не готовы и не хотят честным трудом зарабатывать. У них в головах рекламные, развлекательные миражи, которые и манят за границу. К сожалению, инфантилизм, иждивенчество очень сильны среди молодежи.

– Как скоро вы завершите цикл фильмов?

– У нас сейчас практически готовы двадцать игровых фильмов продолжительностью от 5 до 30 минут. Понятно, что часть фильмов являются пробой пера, чистым экспериментом и в окончальные альманахи не войдут. Мы думаем сделать два альманаха, один артхаусный, для ограниченного проката, другой – мейнстримовский, для более широкого показа.

– Какой принцип положен в основу фильмов? Что их объединяет?

– Мы используем формат «докудрама», то есть игровое кино, похожее на документальное. В России в этом ключе успешно работают, в частности, Гай Германика и Марина Разбежкина. Все сценарные сюжеты в той или иной степени взяты из жизни. Но, конечно, у каждого автора свой взгляд.

– Это независимый проект?

– Он был независим до какого-то момента, а потом подключилось государство. Оно финансирует половину бюджета пятнадцати фильмов проекта. Новое руководство государственного ведомства по кино взяло практику открытых тендеров и питчинга. Это здоровая тенденция. Что дальше будет – увидим.

Comments are closed.